Обращу ваше внимание на один момент, который следует учитывать при установке накладных датчиков Larnitech на стену.
Это касается датчиков Larnitech CW-CO2, CW-HTMLI-II и WW-HTL.
CW-HTML-II — это датчик 5-в-1: температура, влажность, освещенность, движение, ИК-передатчик.
CW-CO2 — датчик 6-в-1: то же самое, но плюс углекислый газ.
WW-HTL — датчик 3-в-1: температура, влажность, освещённость.
Дело в том, что для датчиков монтируется два кабеля FTP (экранированная витая пара): приходящий от предыдущего датчика или от щита и уходящий на следующий датчик. Качественные кабели FTP достаточно толстые и жёсткие.
Для крупных и особо ответственных объектов с большим количеством датчиков рекомендуется вместо FTP использовать более толстый экранированный кабель КПСВЭВнг 2х2х0.5.
Датчики CW-CO2 и CW-HTMLI-II достаточно компактные, но чуть-чуть места внутри корпуса есть. Размер датчика 85х85х35мм. У датчика две группы клемм для шины, приходящей от предыдущего датчика и уходящей на следующий. То есть, при использовании витой пары для соединения датчиков, конечно, можно аккуратно завести два кабеля внутрь датчика и подключить к клеммнику, но это будет довольно неудобно, к тому же, запаса кабеля по длине почти не будет. Если используется более толстый кабель, не получится внутри корпуса соединить приходящий кабель с уходящим и с клеммником датчика. А ведь ещё надо соединить экраны кабелей.
Вот фото датчика без крышки. Заводятся кабели через маленькое отверстие перед клеммником. Места для запаса кабеля совсем мало. И надо учитывать, что кабель заводится в датчик не по центру, а в 20 мм от центра. Пришлось бы срезать изоляцию кабеля ещё в стене и заводить в корпус только жилы, при обломе любой жилы датчик было бы уже не подключить.
Датчик WW-HTL (температура, влажность, освещённость) совсем мелкий, диаметр всего 40мм, высота 12мм. Даже если бы он один подключался на витую пару, внутри корпуса датчика мы не смогли бы разместить запас длины.
Вот так он выглядит со снятой крышкой.
Кабель заводится в отверстие в центре датчика и подключается на клеммник. Там всего одна группа контактов.
Что делать? Только прятать клеммники в стене за датчиком. Для этого нужно в месте установки датчика поставить подрозетник (можно глубиной 40мм), вывести кабели датчика в подрозетник, в подрозетнике клеммниками соединить приходящую и уходящую линию и 4 отдельные жилы на датчик. Сверху подрозетник закрыть заглушкой и заштукатурить.
Как соединять кабели в этой монтажной коробке? Можно клеммниками Wago, четырьмя отдельными. Можно скотч-локами, надо только подбирать их под сечение кабелей. Можно одним клеммником TB1504, проверив, что он нормально помещается в подрозетник (габариты его 56х46х18мм).
В TB1504 точно влезут кабели любого сечения. Для передачи питания по витой паре можно использовать скрученные зелёную и бело-зелёную для плюс 24 вольт и коричневую и бело-коричневую для минуса.
Можно соединять пайкой и термоусадкой.
Получается такая схема установки датчика на примере WW-HTL.
Большой минус в том, что это соединение получается необслуживаемым. Перед замуровыванием надо сто раз прозвонить всю шину CAN от начала до конца, чтобы все жилы были рабочими.
Вариант обслуживаемого соединения — поставить датчик в блок выключателей либо на отдельный подрозетник, закрытый декоративной заглушкой с рамкой. То есть, в блоке выключателей сделать дополнительный подрозетник, в него вывести кабель шины CAN, внутри соединить кабели, закрыть подрозетник заглушкой той же коллекции, что и выключатели (в любой хорошей коллекции есть элемент «заглушка»), в центре заглушки сделать отверстие, датчик поставить сверху на заглушку, можно на двухсторонний скотч или суперклей.
Получится отличная полностью обслуживаемая установка датчика на стене. В блоке выключателей, на мой взгляд, более удачно с точки зрения дизайна, чем просто посередине стены. Корпус датчика можно красить в любой понравившийся цвет, но это ухудшит работу сенсора освещённости. Для датчиков с сенсором движения надо оставлять сам сенсор незакрашенным, если только он вам нужен, если не нужен, то красьте и его.
При установке датчика такого типа или только с сенсором движения (CW-MLI или CW-M) на потолке сложностей почти не будет, надо будет только запастись клеммниками для подключения.
Большое спасибо за правдивый и подробный разбор!
Не зря с самого начала появилось ощущение, что шлейфовый способ подключения особенно компактных устройств на CAN шине не приведет ни к чему хорошему… И вот почему производитель не позаботится, в том числе и о своей репутации, предложив всего-навсего одно готовое и надежное решения для инсталляторов в виде компактного клеммника-разветвителя в подрозетник с такими же, как у Вас подробными рекомендациями по его использованию…
Если предположить, что по схеме разводки CAN шины какие то «неудобно подключаемые» датчики оказываются в самом начале шины, а потом за ними следуют модули считывания настенных клавиш, потом CAN-модули управления шторами, термостатами на батареях и т.д., то возникает большое количество возможных мест для хотя бы одного проблемного места, чтобы «положить» весь сегмент. А ведь это может произойти и в момент: уборки, профилактического осмотра какого-нибудь неудачно подключенного CAN-модуля или во время косметического ремонта через несколько лет после запуска системы.
В результате слишком большая ответственность за работу всей системы возлагается на монтажника-установщика, а ведь человеческий фактор никто не отменял! И если производитель не предлагает готового «сертифицированного» решения для понижения рисков в проблемных местах, полагаясь только на профессионализм исполнителя, то это очень плохо.
Эх… если бы топология CAN шины была не шлейфовая, а типа «звезда» ситуация была бы намного лучше, и схема разводки по помещениям проще.
А еще в списке предлагаемых Larnitech устройств не хватает одной важной компоненты: модуля гальванической развязки шины с предохранителем по питанию, чтобы можно было безопасно вывести окончание шлейфа CAN шины за пределы приватного контура, например из дома на уличную террасу, крыльцо, крытую автостоянку… Это нужно для того чтобы защитить и оставить в работоспособном состоянии внутренний (приватный) сегмент CAN шины в случае повреждения (в том числе злоумышленного) любого устройства за пределами дома. К примеру, у чешского производителя элитных сигнализаций Jablotron есть такое решение.