В шинной системе самое главное — качественный контакт

Есть известное выражение «Электрика — наука о контактах». Там это вопрос безопасности: если плохо затянем какой-то контакт, закончиться может печально: в лучшем случае обрывом, в худшем случае пожаром.

Если говорить и системе, элементы которой подключены на шину (будь то modbus, can или KNX), при всей хвалёной надёжности, обеспечиваемой распределённой логикой, у нас есть слабое место — сама шина. В случае обрыва шины или нестабильной её работы мы теряем часть шины и модулей на ней.

Поэтому к монтажу шинного кабеля относимся крайне ответственно. Я иногда рекомендую даже купить специально гофру какого-нибудь отличающегося от остальной цвета (красную, например) и монтировать кабель шины в ней, чтобы она была заметна как самый ответственный кабель.

Я настраиваю сейчас у себя на столе систему Larnitech, которая будет позднее установлена в квартире, и, во-первых, в очередной раз замечаю, что совершенно не представляю, как можно устанавливать такое оборудование сразу на объекте без предварительной настройки (это очень много времени и сил займёт дополнительно), во-вторых, что качество втыкания кабелей в клеммники невероятно важно.

В Larnitech в основном используются клеммники Wago 252-104 для подключения шины CAN и питания к модулям и датчикам.

В шинной системе самое главное - качественный контакт

Я когда-то боялся, что во время подключения какая-нибудь клемма может разломаться, а найти такие клеммы в наличии в России невозможно. И я даже заказал из Германии 100 клемм (меньше было не заказать) в запас. Но я сделал это в феврале 2022, а в марте мне вернули деньги, так как Wago в Россию ехать перестало. Тем не менее несколько сотен клемм, которые я уже подключил, вели себя отлично, и проблем с ними не было.

Но необходимо крайне ответственно подходить к их подключению. Аккуратно нажимать отвёрткой на контакт, засовывать жилу кабеля в клемму до упора, проверять, что жила сидит плотно. Много раз у меня было такое, что, собирая систему на столе, я в интерфейсе контроллера не вижу часть модулей, хотя, все подключены. Начинаю аккуратно дёргать каждую жилу и нахожу плохой контакт.

У датчиков температуры-влажности-освещённости WW-HTL очень мелкие клеммы, там ещё проще получить плохой контакт.

В шинной системе самое главное - качественный контакт

Я специально купил пинцеты для того, чтобы можно было аккуратнее засовывать жилы витой пары в датчик. На Aliexpress они назывались как-то вроде «пинцет антистатический для пайки, бровей и ресниц».

В шинной системе самое главное - качественный контакт

А когда вы устанавливаете систему на объекте, проверяйте каждую клемму максимально тщательно, потому что, если не обнаружится какой-то модуль, всё равно придётся всё проверять.

Бывает ситуация, при которой модуль или датчик видны контроллером, но не устанавливается обновление прошивки. Это тоже указывает на плохой контакт где-то в шине. Причём, как ни странно, бывает, что плохой контакт даже не в проблемном модуле, а где-то в другом месте.

Хорошая практика — прозванивать каждую жилу шины от начала до конца мультиметром, а также прозванивать жилы между собой, чтобы не было замыкания.

Кстати, на 5 июня 2022 оборудование Larnitech работает совершенно нормально: программное обеспечение, плагины и все прошивки обновляются, удалённый доступ работает как надо.

 156 просмотров всего,  4 просмотров сегодня

Умный дом или дом по уму
Добавить комментарий