В этой статье я НЕ напишу, сколько стоит Умный Дом.
Я напишу, как лучше не пытаться это выяснить, если не хочется, чтобы продавец подумал «Боже, опять этот вопрос!»
Это некий крик души, думаю, актуальный для многих имеющих дело с продажами чего-то не совсем очевидного.
Мне сегодня позвонил человек и спросил следующее: «Меня интересует умный дом: свет, тепло, видеокамеры, сигнализация. Сколько такой набор у вас стоит?»
И всё. И он ждёт ответа от меня. В идеале, я должен назвать какую-то конкретную цифру в рублях. Затем он спросит про срок установки, я назову количество дней, он запишет, скажет спасибо и будет обзванивать фирмы дальше.
Если вы не понимаете, о чём я, то дальше можно не читать.
Умный Дом — это не конкретная штука, это общее понятие. Как «электрика» или «кухонная техника» или «напольное покрытие». Это большая категория оборудования, имеющая некие общие признаки. Невозможно сказать, сколько эта штука стоит, такой вопрос не имеет смысла. Также не имеет смысла звонить в компанию и спрашивать, сколько это стоит «у них». Потому что монобрендовых инсталляторов на рынке почти нет, разве что представительства производителей, инсталляторы же имеют в обойме несколько брендов, именно для того, чтобы предлагать наиболее подходящее решение.
Я это к чему. Стоимость Умного Дома (если под ним подразумевается не один датчик движения, отправляющий смску) определяется стоимостью большого количества оборудования и комплекса работ. Оборудование выпускается десятками разных производителей, каждый из которых имеет ещё и различные линейки оборудования разной ценовой категории. Работы могут включать проектирование, монтаж кабеля, установку оборудования, пусконаладочные работы, а могут и не включать что-то из перечисленного.
Если в Умный Дом включить аудиосистему, которую обычно включают в это понятие, то в зависимости от уровня системы решение может запросто подорожать в пару раз. Добавим электрокарнизы — ещё некоторое значительное удорожание. Добавим видеонаблюдение — ещё дороже. И карнизы, и видео, и звук могут по цене варьироваться в очень широких пределах.
В общем, чтобы понять решение для себя, надо общаться, иначе никак. Придётся потратить немного времени. Но никто не хочет время тратить. Когда надо получить что-то не совсем понятное, то люди ищут «готовый полный комплект», «коробочное решение». Чтобы был интернет-магазин, где можно галочки проставить, и получить результат. Но разные системы имеют разные возможности и стоят по-разному. ABB Free@home может показаться привлекательной по цене, но в ней не будет какой-нибудь удобной функции, например, ИК-передатчика или GSM модема. Или приложение не понравится. Захочется поставить Z-Wave, но окажется, что для задачи нужна связь по RS485, которую там осуществить непросто. А может, хочется иметь сенсорные выключатели, доступные далеко не везде. Именно все эти моменты держит в голове специалист, помогая определиться с выбором, их не запихнуть ни в какую анкету с галочками.
То есть, специалист должен увидеть всю картину пожеланий человека. Плюс понимание текущей ситуации на объекте: есть ли какие-то кабели, готова ли бригада работать по нашему проекту, какая документация есть. И заполнением опросника эту картину не получить даже близко. Даже 15-20 минут разговора, в течение которых можно пробежаться по всем пунктам пожеланий, очень сильно помогут.
Вот это я обычно и объясняю достаточно доходчиво и на примерах. И что слышу в ответ?
- заказчик очень занятой человек, ему некогда общаться
- вам же выслан проект, разве этого недостаточно?
- вам же выслано техническое задание (в нём написано что-то типа «автомобиль должен быть железным, ездить вперёд и назад)
- посчитайте несколько вариантов (крайняя степень лени, хочется просто ткнуть пальцем во что-то подходящее по цене, не вникая)
- посчитайте мне «цена-качество»…
То есть, что мы видим? Умный Дом воспринимается не как что-то индивидуальное, как часть дизайна, а как что-то, чего хочется, но очень лень разбираться. Это же одна из причин успешности Айфона — всего одна модель, надо только выбрать память.
Это всё равно, что отправлять дизайн-студиям планировку квартиры с просьбой посчитать стоимость всего ремонта и описанием задачи «удобно и без излишеств». А потом выбирать, чьё решение окажется ближе с заложенному заказчиком бюджету.
Умный Дом — это всегда общение со специалистом. Не обязательно живое, можно перепиской. И некоторое время, потраченное на осмысление своих пожеланий. Чем меньше времени будет потрачено, тем меньше понравится система. Поэтому многие владельцы дорогих систем потом жалуются на то, что они не удовлетворены, что весь этот умный дом — просто «разводка». Происходит это потому, что система делалась не под их пожелания, а под пожелания дизайнера либо проектировщика, которые, конечно, относились к продумыванию функционала чуть халатнее, чем сам заказчик.
У меня есть квартира-студия, где стоимость всех элементов автоматики и слаботочки подходит к миллиону рублей, а есть большие загородные дома, в которых автоматика на Beckhoff обошлась в 300 тысяч рублей и полностью удовлетворяет заказчика. Разумеется, функционал систем совсем разный, но в обоих случаях система даёт именно то, что нужно.
Если с описанием задачи мне сообщат, что бюджет всей автоматики составляет ориентировочно такую-то сумму, то это очень сильно продвинет обсуждение возможных решений, так как заведомо можно будет сразу отбросить излишне оборудование, не укладывающееся в рамки стоимости.