Есть две варианта работы любого специалиста (возьмём, для ясности, сферу строительства):
- Исходя из своего опыта предлагает, как сделать лучше, удобнее, надёжнее. На чём можно сэкономить, а на чём не стоит. Где делал аналогичное, и насколько хорошо получилось.
- Тихо делает так, как просят. Примерно как таксист, который спрашивает «а дорогу покажешь?». Иногда потом говорит «да, так вообще никто не делает, как вы попросили, но хозяин — барин».
У меня за плечами достаточно много строек, поэтому я хорошо знаю, насколько важно слушать мнение специалиста, и насколько плохо, если оно вообще не высказывается. К сожалению, зачастую специалист может не иметь прямого канала общения с заказчиком, а общается через прораба, дизайнера, подрядчика, которым вдаваться в детали не хочется.
Особенно обидно бывает, когда какая-нибудь ответственная работа, вроде черновой сантехники, сделана плохо, потому что выполнявший её специалист был ограничен по времени, по деньгам, по используемому материалу, поэтому сделал быстро и из того, что было под рукой.
Я всегда стараюсь работать по первому варианту, потому что очень хорошо знаю, сколько мыслей и идей может быть в голове у заказчика во время ремонта в своей квартире или доме. Особенно после просмотра бесчисленных видео с Youtube от строителей и дизайнеров о том, как можно сделать ещё более интересно и красиво.
А если заказчик запланировал систему Умный Дом, тут идей становится ещё больше. Связанных с управлением светом, розетками, климатом, разными сценариями. Заказчика важно направить в «практическое русло».
Если я говорю «У вас такие пожелания к системе, как будто вы космический корабль строите», это не значит, что я пренебрежительно отношусь к этим пожеланиям или считаю, что у заказчика что-то не так в голове. В своём доме человек может желать чего угодно, моя задача — придумать, как это реализовать, а не объяснять, что ему это не нужно.
Можно поставить датчики температуры теплоносителя на каждый контур отопления, на подачу и обратку. Можно сделать управляемым отдельно каждый блок розеток. Можно измерять температуру грунта на разных глубинах, чтобы понять глубину промерзания. Можно поставить электроприводы на окна или даже на дверцы шкафов. Можно поставить на каждое окно по три ряда моторизированных штор, плюс ставни снаружи. Можно измерять потребляемую мощность по этажам, по комнатам, по каждому прибору.
Но также я убеждаюсь в том, точно ли заказчик понимает, зачем ему нужна от системы та или иная возможность, и сколько её реализация может стоить.
Например, после обсуждения пожелания отключать группами розетки может получиться так, что это нужно только раз в год при отъезде в отпуск, и достаточно просто пометить в электрощите несколько УЗО, которые могут быть отключены вручную.
Буквально прямо сейчас мне написал клиент про то, что хочет на трубы водоснабжения и отопления поставить датчики давления с передачей показаний в Wirenboard. Написал так:
Всё же хочется получить функциональное решение, а не баловство со светом
Так что пожелания — вопрос приоритетов. Кому-то важно иметь возможность сказать «Алиса, включи свет» или «Алиса, открой ворота» (кстати, это крайне удобно для загородного дома). А кому-то хочется иметь интерфейс управления техпроцессами, как на производстве или электростанции.
Но я готов обсуждать пожелания в пределах моего технического задания на проектирование. Если речь идёт о, например, расстановке приборов освещения и выключателей — тут я ожидаю дизайн-проект, в котором всё это будет отражено.
Как я писал в статье «Критикую сложное управление светом«, если я вижу в дизайне, что выключатели стоят в блоках по 6-10 клавиш, и предусмотрена подсветка отдельно каждой полочки каждого шкафа, я считаю, что дизайнер и заказчик согласовали между собой такой свет и способ управления им. Если я начну критиковать дизайн-проект, когда меня об этом не просят, и количество света и клавиш будет меняться, тот «поползёт» весь дизайн: блоки выключателей и розеток на развёртках, схема управления светом, спецификация света, выключателей и рамок.
С другой стороны, если я вижу в дизайн-проекте явные ошибки, такие как обычная розетка для варочной панели, розетки для точек доступа Wi-Fi, штор и видеокамер, термостаты тёплого пола, удалённые от греющих матов, отсутствие интернет-розеток за телевизорами, я их исправляю даже не спрашивая, только делаю соответствующие комментарии в своём проекте для монтажников.
Все мои клиенты за совсем редкими исключениями — сами собственники жилья. Не дизайнеры, не подрядчики. Мне важна возможность напрямую обратиться к будущему владельцу системы и спросить, чем продиктовано то или иное пожелание к возможности системы, как его планируется использовать, понятно ли соотношение его полезности и стоимости. Если я вижу, что все пожелания продуманы и понятны — тогда вопросов нет, работаем. Только так мы сможем получить систему, которая будет удовлетворять все потребности.